Добавить в избранное
 

С чего начинать компановку (выбор) радиоузла?

Компоновку следует начинать с абонентских устройств (громкоговорителей, динамиков, акустики, радиоточки) — будущей нагрузки на радиоузел.

Если Вы представляете для себя те технологические (потребительские) требования к радиоузлу или знаете конкретные места (классы, коридоры, столовая, актовый зал, спортзал, фойе, спортплощадка на улице, бассейн, площадь перед зданием и т. п.) для трансляции программ, то вы готовы к выбору абонентских устройств (громкоговорителей) и, как следствие, оборудования для радиоузла.

Радиоузел — это не только аппаратура маломощного радиотрансляционного узла однопрограммного (трехпрограммного) проводного вещания и оповещения (ОПВ), но и, опосредованно, громкоговорители (колонки, абонентские устройства), в том числе — уличные, линейные кабели и т. п.

Вариант компоновки радиоузла 


Радиоузел. Школьные радиоузлы. Оборудование для организации проводного вещания. Серия РУШ и УППВО.
Вариант компоновки радиоузла

 

 
Рис. 1. Вариант компоновки радиоузла,где:

  1. Трансляционный микшер-усилитель;
  2. Микрофон;
  3. Радиомикрофон;
  4. Тюнер, магнитофон, музыкальный центр;
  5. Блок источников программ;
  6. Сетевое питание 220 В (сетевой шнур);
  7. Кабели соединительные (с телефонной линией или пультом управления, дополнительным трансляционным усилителем);
  8. Пульт дистанционного управления (иногда — обычный телефонный аппарат);
  9. Линейный выход для подключения дополнительных трансляционных усилителей.

Вроде всё просто: выбирайте трансляционный микшер-усилитель (трансляционный усилитель)… и радиоузел готов! Эту ошибку, как правило, и делают…

Но это не верный путь, — компоновку следует начинать с абонентских устройств (громкоговорителей, динамиков, акустики, радиоточки) — будущей нагрузки на радиоузел.

Определение количества абонентских устройств (громкоговорителей).

Определите их число исходя из нижеперечисленных рекомендаций.

Громкоговорителей для помещений (классы, коридоры, столовая, актовый зал, спортзал, фойе и т.п.) масса. Но тут есть некое разделение по группам.

Чисто условное разделение — в зависимости от выполняемых функций. Но и это — предмет статьи «Громкоговорители».

Мы сейчас пытаемся определить только их количество и суммарную мощность (тут, правда, появляются некоторые проблемы с напряжением — внутри помещений стандарты разрешают 30 В, а уличные — 120 В).

Громкоговоритель для помещений 


Громкоговорители для помещений

 

 
Рис. 2. Громкоговоритель для помещений.

Для небольшого помещения (класс и т. п.) достаточно одного громкоговорителя мощностью 0,25-1 Вт. Как ни странно, но ГОСТ разрешает 0,25 Вт — но кто на это обращает внимание. Нам бы помощнее… Мы рекомендуем использовать абонентские громкоговорители 1ГРН 300 и 6ГРН 310 (эти более современны по дизайну и более «вандалозащищенные»).

Для коридоров необходимы более мощные громкоговорители мощностью 2-3 Вт. При этом, их придется развесить по длине коридора (по стенам или потолку) на расстоянии 8-10 м. Мы рекомендуем использовать более мощные абонентские громкоговорители 6ГРН 320 или 6ГРН 310.

Для озвучивания коридоров чаще всего применяются потолочные громкоговорители. Благодаря большому углу раскрытия диаграммы направленности звука и широкому диапазону воспроизводимых частот, потолочные громкоговорители более качественно воспроизводят звук и гармонично вписываются практически в любой интерьер.

В то же время, потолочные громкоговорители обеспечивают более равномерное по сравнению с другими громкоговорителями распределение звука по объему помещения и не требуют при этом установки мощных усилителей. По мнению специалистов, потолочные громкоговорители особенно эффективны для озвучивания больших помещений с высотой потолка до 5 м. Мы рекомендуем использовать абонентские громкоговорители потолочные ОР351 или ПЛ 60.

 

Абонентский громкоговоритель потолочный ОР 351 


Абонентский громкоговоритель потолочный ОР 351

 

 
Рис. 3. Абонентский громкоговоритель потолочный ОР 351.

Если высота потолков больше 5 метров, специалисты не рекомендуют устанавливать потолочные громкоговорители. Однако если по каким-либо соображениям желательно использовать именно потолочные громкоговорители, специалисты по акустике принимают специальные меры для повышения равномерности распределения звука и снижения эффекта реверберации (эхо). Если потолочные громкоговорители размещены слишком близко друг к другу, то на уровне ушей слушателей звук будет распределяться неравномерно. Если увеличить расстояние между соседними громкоговорителями, то уровень звукового давления может оказаться недостаточным для хорошей слышимости. Повышение уровня звука громкоговорителей в этом случае влечет за собой увеличение реверберации, особенно в помещениях, отделанных стеклом, мрамором и т.д. Реверберацию можно снизить с помощью звукопоглощающих материалов: ковров, гобеленов, портьер и др.

Потолочные громкоговорители отличаются способами крепления к потолочным плитам.

Правда — оценка по мощности не совсем корректна. Надо бы — по звуковому давлению. Но это — не тема данной статьи.

В столовой, спортзале достаточно будет двух громкоговорителей мощностью 10 Вт (не вдаваясь в подробности, лучше — 10 шт. по 2 Вт. Мы рекомендуем использовать более мощные абонентские громкоговорители 10ГРН 321 или абонентские громкоговорители 10ГРН 340,но лучше 8-10 шт. 6ГРН 310. В актовом зале (большой столовой) желательно их мощность увеличить до 25 Вт.

Как правило, многие производители изготавливают целый ряд громкоговорителей в едином дизайне (корпусе), но с различной мощностью (примеры на Рис. 2.). Мы рекомендуем более мощные абонентские громкоговорители 25КЗ 22 для актового зала (большой столовой) и отдельный микшер-усилитель Микшер-усилитель трансляционный РУШ 650 для них.

Для использования в зашумленных закрытых помещениях и открытых пространствах мы рекомендуем использование всепогодного уличного громкоговорителя HD 310/T.

Учитывая вышеизложенное, мощность трансляционного усилителя не может быть менее 50 Вт, но 200 Вт — уже «с запасом». Таким образом, приведенная в данном проекте «базовая» комплектация школьных радиоузлов, полностью охватывает все случаи компановки:

Некое отступление, но очень важное. Я выскажу (ещё раз), может быть, спорное утверждение, но, тем не менее, имеющее право на существование:

Значительная часть современного (новомодного) оборудования, которое тиражируется и продаётся, является, мягко говоря, недоразумением… не надо ругаться на звукоиндустрию… в этой проблеме очень много полутонов, так что давайте не будем вести себя как дальтоники…

Предсказуемость работы — это необходимое условие какого-то успеха на рынке. Она — главный показатель технологического качества.

Радиоузел, тем более школьный, должен уметь делать то же самое, что и аналогичное профессиональное оборудование небольших радиостанций, только проще управляться, иметь запас по функциям и быть надежнее, безопаснее (устойчивее) в работе, оберегая ученические и преподавательские нервы от связанных с капризной и сложной техникой неудач.

Если Вы пытались отыскать оборудование для радиоузла, отвечающее вышеизложенным требованиям, то ранее Вас ждало разочарование.

Вы могли попытаться самостоятельно скомплектовать радиоузел, но результат не был предсказуем…

В рамках этого проекта я и пытаюсь решить задачу самостоятельной комплектации Вами радиоузла. Статьи о школьных радиоузлах (радиофикации) помогут Вам сориентироваться в части самостоятельной их компоновки.

И ещё:

Абсолютное большинство известных производителей оборудования для радиоузлов (для проводного вещания) выпускают продукцию примерно одного качества и уровня!

При этом — если нет децимального номера на изделие (ТУ), то его невозможно указать в Спецификации. Значит — такого изделия нет!

Безусловно, функциональные и комплектационные различия никто не отменял, но сейчас речь идет не о качестве потребительском, а о качестве технологическом, то есть о используемых технологиях и технологическом дизайне. Ляпы конечно бывают у всех контор, но общий поток продукции имеет один и тот же уровень технологического качества.

При этом стресс-тесты, как правило, оборудование проходит с трудом.

Радиоузлы, в т. ч. и школьные, используют для приема, усиления и формирования программы звукового вещания или программы тревожного оповещения.

Их используют на небольших локальных объектах типа гостиница, магазин, больница, школа, лицей, гимназия, колледж.

Они служат для передачи программ звукового вещания малыми уровнями в отдельные здания, внутри здания и на окружающие территории (улицу, спортивную площадку, плац и т. п.).

Также они используются для организации проводных схем звукового оповещения и оперативной связи на железнодорожных и автобусных станциях, предприятиях, автопарках, клубах, местах отдыха и т.д.

Производители недорогих радиоузлов, как правило, используют стандартные схемо-технические решения построения данных систем, что обусловлено типовым набором оборудования. Такие системы обладают достаточной гибкостью и запасом мощности, но не позволяют реализовывать сложные алгоритмы радиотрансляции (проводного вещания), необходимые при построении систем трансляции, связанных с рабочим ритмом объекта или учебным процессом.

Для устранения данного недостатка и сохранения бюджетной стоимости системы в целом автор рассмотрит ряд решений (комплектов) на оборудовании на базе универсальных модулей с возможностью использования звуковых программ, подготовленных с помощью персонального компьютера. Такой подход к решению проблемы позволил не только реализовать алгоритм передачи звуковой информации, соответствующий наивысшей категории сложности (СО III-V типов), но и упростить (и удешевить) радиоузел в целом.

Далее, зная предполагаемую нагрузку, выбираем трансляционный усилитель (трансляционный микшер-усилитель).

Но, ещё раз напоминаем (для трансляционного усилителя это особенно важно), что если нет децимального номера на изделие (ТУ), то его невозможно указать в Спецификации. Значит — такого изделия нет…

Дополнительно смотрите материалы нового проекта «Радиоузел — это очень просто…»

Версия для печати

 

 

Служебная информация:

Подсказать, что можно дополнительно опубликовать в проекте, можно через блог — Журнал автораrush_ru, Форум или письмом: 7576558@mail.ru

Новости проекта будут регулярно предоставляться подписчикам нашего листа рассылки. Если Вы пожелаете быть включенным в лист рассылки, подпишитесь на неё.

Не забудьте нажать «добавить в избранное».

Версия для печати (для IE) генерируется автоматически: напечатать страницу.

Все материалы данного сайта могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Предполагается, что версия этой страницы 8k.3573 от . Проекты такого уровня не могут быть статичными. Он находится в постоянном усовершенствовании и расширении, но основная база готова… . Сегодня  .

 

http://radiouzel.kaluga.ru/radiouzel_comp.html — постоянный адрес данной страницы.

Предполагается, что этот проект можно будет найти в ведущих поисковых системах (Google-Rambler-Апорт!) по ключевым словам:

«school radiouzel радиорубка радиотрансляционный узел радиоузлы школьный радиоузел проводное вещание озвучивание звуковая трансляция оповещение громкоговоритель РУШ СКБ РАСТР звуковое оборудование аппаратура звукоусиления рабочий проект»
 

HotLog
Рейтинг Сайтов YandeG

Основные, интересующие меня, как автора, понятия и определения:

« акустика акустическая аудио аудио-конференц-система абонентское аппаратура автомикшер автоматический вещание вебкольцо видеонаблюдение видеопрезентация голосование голос громкоговоритель громкоговорящая гейт динамик динамическая звук запись звуковое звуковая звукоусилительное звукотехническое звукоусиление звукотехника зал информационно источник кабина конферецсвязь компоненты компрессор конференц конгресс конференцтехника конференция конгрессистема конференц-система кроссовер лимитер модуль микрофон микшер микшерный микшерский магнитофон мероприятий многоканальный многоязычное мобильные монитор мощности мультимедиа наушник низкой оборудование обработка обратная оповещение оповещения озвучивания озвучивание панель перевод переводчик пиклимитер право подавитель подсчет поддержка помещений прибор проводное программа профессиональное процессор пульт радиоузел радиотрансляционный узел радиоточка РадиоУзелШкольный радиомикрофон радиосистема радиоприемник радиокомпоненты радиодетали радиотехника ремонт ревербератор регистрация РУШ СКБ РАСТР речь речевые речевого РЭК связь синхронный синхрон система студийное стол стойка собрание схема территорий техника технология телевидение тюнер трибуна трансляция трансляционный усилитель устройство УППВО цифровой частотная частоты Шептало школьный электронное электроника эквалайзер radio broadcasting system radiouzel hi-fi audio power amplifier design schematic diagram printed circuit boards pactp ksys radiouzel webring »

И ещё:
« Конференц-системы, системы синхронного перевода, системы голосования конференции, организация конференций, видео конференция, видеоконференция, программа видеоконференций, видеоконференция оборудование, видеоконференция сеть, организация видеоконференций, аудиоконференция, аудио конференция, синхронный перевод, оборудование синхронного перевода, системы синхронного перевода, конференц система, конференц связь, система конференц связи, голосование, системы голосования, системы электронного голосования »

Серия публикаций СКБ «РАСТР»
«Звуковое оборудование и аппаратура звукоусиления российского производства»
Публикация «Школьный радиоузел»